Аннотируемый список литературы


Формирующий подход в воспитании гражданской идентичности разрабатывался А.И. Кочетовым, Г.М. Филоновым, Б.Т. Лихачёвым. По мнению данных авторов, будущая яркая индивидуальность ребенка на прямую зависит от целенаправленно воспитательного  воздействия словом, примером, делом, что позволяет поощрять социально – положительные действия и ограничивать социально негативные. Для учреждения образования и классного коллектива особую значимость приобретает воспитательный идеал, программа воспитания, разнообразные формы воспитательной работы

Культурологический подход нашел отражение в работах О.С. Газмана, А.В. Иванова, Н.Б. Крыловой. В рамках данной деятельности  воспитанники должны осмысливать мир культуры, адаптироваться к  действиям и поведению социального окружения «опытным путем, осваивая культурные нормы и ценности своей школы, социума по месту жительства.
Социализирующий подход в формировании гражданской идентичности разрабатывался в трудах В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, М.В. Шакуровой, В.Р. Ясницкой, в рамках которого формирование гражданской идентичности представляется многомерной и открытой социальной системой, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Формирование гражданской идентичности понимается как процесс включения учащихся в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта. Этот подход актуален в связи с задачей интеграции учащихся в новую социальную среду, специфические особенности школы как социального института, формирование навыков общения, посещение различных объектов социально – культурной сферы. Специально педагогически организованные воспитательные отношения носят общественный характер, формируя при этом гражданскую идентичность.
Антропологический подход в формировании гражданской идентичности представлен в трудах В.Б. Куликова, Л.М. Лузина, В.И. Максакова и отражает направление современной педагогики, интегрирующее знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса